Город не для жизни. Что останется киевлянам от Киева?

OLYMPUS DIGITAL CAMERAС территории Киево-Печерской Лавры радикально переселяют остатки клиники для больных СПИДом — 9 октября пятерым оставшимся там пациентам отключали воду и электричество, чтобы они покинули помещение. Борьба за здание, в котором расположена клиника, ведется уже больше трех лет, то затихая, то разгораясь снова: Украинская православная церковь желает применять его в каких-то более богоугодных целях. Известный своим необычным поведением и роскошным образом жизни наместник Лавры митрополит Павел однажды даже назвал клинику «притоном». Возможно, вслед за УПЦ КП, которая, вопреки протестам и судебному запрету, отстраивает себе огромный офисный центр на Десятинном переулке, аккурат на фундаментах дворца князя Владимира…

Киев становится городом офисных и бизнес- и торгово-развлекательных центров — едва ли в каком-то еще городе страны они появляются даже с втрое меньшей частотой. За последний год в Киеве случилось три крупных противостояния из-за строительства новых такого рода объектов — речь идет только о «горячих точках». Кто сказал, что в стране экономические проблемы? Тут кипит торговая и деловая активность!

Пространства для нормальной жизни и культурного досуга в столице Украины становится все меньше. Массовые застройки с разрушением исторических зданий и вырубкой парков, сопровождающие их драки с местными жителями, «просроченный» горсовет, сомнительная легитимность высшего руководителя города при отсутствии избранного мэра… — самоуправление в столице стало абсолютной фикцией.

Торгово-офисный центр Киев

Экскурсовод Владислава Осьмак каждую неделю организовывала на Контрактовой площади культурные акции — там учили рисовать или танцевать, читали лекции или стихи, известный телеведущий Андрей Куликов регулярно приходил со своей «музыкально-культурологической программой». Сначала все они собирались во внутреннем пространстве Гостиного двора — пока однажды активистов не выгнал оттуда отряд пресловутых «спортсменов» при содействии «Беркута», отдав почти год занимаемую ими территорию скандальному застройщику. Теперь «бренд» Гостиного эти люди вынуждены развивать за его переделами, все еще рассчитывая доказать, что это место должно стать пространством для культурных мероприятий, а не торгового центра с автостоянкой.

Юристы Марина Соловьева и Ирина Никифорова большую долю своего времени проводят в судах, отстаивая от массовой застройки буферную зону ЮНЕСКО в центре Киева. Квартира жительницы дома № 7 на Десятинном переулке Дины Герцрикен — ученого-физика и дочери выдающегося советского изобретателя, напоминает военный штаб: днем тут не смолкает телефон и присутствуют посторонние люди: такие же активисты или соседи. Одна из скандальных строек как раз у нее за стеной: Украинская православная церковь Киевского патриархата захотела организовать себе здесь офисный центр, снеся памятник архитектуры и заняв фундаменты дворца князя Владимира. Стройку «крышует» член парламентской фракции Партии регионов Владимир Зубик, уверены активисты, — его связывают с компанией-застройщиком «Интеграл-Буд», которая и ведет работы на Десятинном.

В компьютере у Дины Соломоновны — гигабайты фотографий и документов о том, как уничтожают старый город и парки в центре столицы. Милиция, местные власти, и, как правило, суды — на стороне застройщиков. Информация о новом незаконном строительстве, вырубке зеленых насаждений или рейдерском захвате объекта в Киеве появляется минимум раз в неделю. Город забирают у простых людей, делая его совершенно непригодным для жизни, констатируют представители киевской интеллигенции, мобилизуя все силы, чтобы как-то отстоять свое пространство.

«Я занялась этой проблемой, потому что хотели у меня во дворе, на Гончара 1-3-5, начать строительство — у людей забирали сквер. Только мы ввязались в эту борьбу, возникла проблема с Пейзажной аллеей. На Пейзажной аллее я растила своих детей — я тоже не могла остаться в стороне. Потом стали обращаться люди из других «горячих точек»…», — рассказывает Марина Соловьева. Одна из таких действующих строек — как раз за окном кабинета, в котором мы встречаемся. Несколько объектов, включая известную Пейзажку, удалось спасти именно этим активистам. Многие из скандальных строек, как тех, что удалось остановить, так и тех, против которых сегодня борются Ирина Никифорова и Марина Соловьева, ведутся в буферной зоне ЮНЕСКО, в той или иной степени неся угрозу и причиняя вред объектам мирового наследия — Лавре и Софии Киевской.

 Следующий ее этап оказался далеко не таким мирным, как предыдущий. «Милиция нам четко сказала: мы вас не трогаем, пока нам не дали команды. Дадут — извините, вас здесь не будет», — вспоминает журналист Мария Лебедева, одна из организаторов мероприятий на территории Гостиного. Именно так его, очевидно, «очистили» в феврале от активистов — по команде. «Ночью наемники в черном вломились внутрь, выбив двери, сильно избили людей. Вызвали «Беркут» — те пришли, по сути, помогать наемникам», — рассказывает Лебедева.

Глава Коалиции участников Оранжевой революции Сергей Мельниченко, ссылаясь на «неофициальные данные милиции», утверждает, что в Киеве работает около 760 таких «наемников», участвующих в разных силовых захватах. Милиция, как утверждает глава КУПРа, в подобных случаях часто «в доле», позволяет рейдерам пройти на территорию захвата, либо не вмешивается в конфликт.

- Когда-то мы охраняли гаражный кооператив — его должны были снести ради застройки. Рейдеров было человек 150, и столько же милиционеров. Людей просто выкинули с территории, заехали автобусами, и гаражи снесли вместе с машинами. А милиция не пускала людей. Всего лишь $ 20 тыс. это удовольствие стоило застройщику для определенных работников правоохранительных органов.

Равнодушие, соучастие или провоцирование?

Голоса оппозиции во всех этих событиях почти не слышно — похоже на то, что местным властям, застройщикам и рейдерам дали весьма продолжительный срок на растерзание города.

«Пружина к 2015 году сжимается с двух сторон: со стороны власти и со стороны оппозиции, — считает активист неправительственной организации «Сохрани старый Киев» Игорь Луценко. — Оппозиция не особо борется за киевские выборы, чтобы киевляне стали более злыми к выборам президента. Расчет идет на то, чтобы загнать Януковича в тупик, вынудить его бороться до конца. А система власти функционирует так, чтобы «повязать кровью» всех ее участников, чтобы они, как феодальную повинность, выставили в 2015 году своих бойцов на защиту режима. Поскольку, если режим упадет, всем придется очень несладко. Страну доводят до точки кипения».

По материалам: «ОстроВ»

Теги: , , ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*