Как Курченко «убил» «Корреспондент» R.I.P.

В декабре 2013 произошла одна из самых громких смертей года — из жизни ушел журнал, а вместе с ним и сайт «Корреспондента». По крайней мере в том виде, в котором мы его знали. У МВ на языке то, что у всех на уме — некролог по одной из главных страниц скромной истории украинских медиа.

O

 

Те, кто сразу хочет стенать о том, что любое СМИ обслуживает тот или иной бизнес, пусть убьют себя об стену. Обслуживать бизнес можно по-разному. Отели и рестораны тоже обслуживают чей-то бизнес, но одни попадают в каталоги Lonely Planet, а у других по кухне бегают крысы.

Когда в середине прошлого года стало известно о том, что крупнейшая в Украине медиа-группа уходит в руки международного человека-загадки Сергея Курченко, зеваки разделились на две категории: одни кричали, что «банду геть» и апокалипсис близко, другие с позерским спокойствием буддистского монаха писали в Facebook: «Спокойно, истерички, представьте себе, все ваши медиа кому-то принадлежат». Тогда и в страшном сне не могло присниться, что первые окажутся прозорливее.

Мне-то казалось, что новые владельцы UMH едва ли захотят переворачивать любое и без того отлично функционирующее издание вверх дном, особенно учитывая, что аудитория только этого и ожидает. Но за две с лишним недели korrespondent.net накрыла неизвестная науке лихорадка. Утром первого декабря на главной страничке на полном серьезе засияла новость об избитых сотрудниках «Беркута», раздел «Блоги» возглавили личности вроде Алены Березовской (погуглите), а читатель, истерично обновляющий страничку в ожидании острых новостей, попадал на заголовки вроде «В Каракасе испекли самую смешную кукурузную лепешку в мире». В сети снова зазвучали грустные бандуры, но где-то в глубине души еще ютилась надежда и самые неправдоподобные оправдания вроде «ну вдруг они просто в шоке от ухода редакторов и постят всякую фигню?». Шли дни, недели, а главная «Корреспондента» все отчетливее напоминала сайт фейковых новостей, только не смешной.

korr_rip2

 

Что это за перфоменс, до сих пор не очень понятно. Посещаемость «Корра» обвалилась (с первых строчек в рейтинге Bigmir в район восьмой), волна народного недовольства превращалась в акции массовых разлайков, а переродившееся издание с новым красивым дизайном продолжало выжигать редакторскими изощрениями остатки здравого смысла. Лично мне сложно представить, чтобы подобным безобразием занимался лично Сергей Курченко. Ну подумайте, это же нелепо. Закрытый кабинет, в нем два человека (один с завязанными глазами) проводят совещание. «Знаешь, мне кажется, ваш сегодняшний редакторский план — отстой. Мы должны больше злить самых преданных наших читателей! Напишите про то, что во Львове расчленили русскоязычную девочку! Или что Путин за добро! Ну или хотя бы свежую колонку Березовской про то, что на Майдане очень мало православных! Почему я должен все контролировать?»

С другой стороны, а как иначе? За декаду «Корреспондент» сначала принадлежал Джеду Сандену, затем Петру Порошенко. И при обоих владельцах мы знали, что это адекватное издание. Что его либеральный и глобалистский настрой имеет границы и не принесет в жертву объективность и редакторскую порядочность. Что-то клацнуло, когда команду покинули бессменные главреды Виталий Сыч (журнал), Юлия Мак-Гаффи (сайт) и еще 24 журналиста. Две недели не могут просто так перечеркнуть десятилетие, если только не по чьей-то железной воле.

Но даже если абстрагироваться от всех политизированных векторов, даже если сделать вид, что это — просто вопиющая некомпетентность, а не заговор, за «Корр» менее обидно не станет. Хотя бы потому, что мы потеряли единственный национальный Newsweek, Time, да сравнивайте с чем хотите. Пусть не идеальный, но единственный комплексный новостной ресурс, где писали обо всем, где случалась качественная аналитика, и которому при всем при этом можно было доверять.

korr_rip3

 

В «Корре» умели не только оперативно постить новости, а и лучше всех генерировать темы. В нем делали ужасно своевременные материалы о взлете цен на жилье, загрязнении украинских рек, популярности органических продуктов, трудных подростках и туристических предпочтениях наших граждан. А где-то в 2004-ом, выдергивая свежий «Корреспондент» из скопа невнятных конкурентов, ты отчетливо понимал: вот они, наши новые медиа. Вот он, первый признак оттепели. Вот она, хроника нашего светлого будущего. Даже если уже в следующем номере писали, что будущее не такое и светлое, да и наступит оно не завтра.

А еще запомнилась чья-то авторская колонка накануне второго тура президентских выборов 2009-го. Автор закончил текст чем-то вроде этого: «Решайте для себя лично, кто из кандидатов вам более выгоден. Мы вам советовать не будем. В конце концов, не настолько они и разные, чтобы угождать одной части аудитории, и вызывать недоумение другой«. Вот тут ты все-таки немного ошибся, «Корр». Оказалось, что не такие уж и одинаковые.

По материалам: Media Blender, Автр: Владислав Недогибченко

Теги: ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*