Путин решил сменить Медведева на Грефа?

фото:mosaica.ru

фото:mosaica.ru

Слухи о возвращении в российское правительство части «реформаторской команды» начала двухтысячных должны хоть немного успокоить российский бизнес, который устал от авантюр действующего президента, и дать очередную почву для разговоров общественности, пишет Еспрессо передает 24Daily.net.

Новость о том, что Владимир Путин лично заслушал презентацию программы реформ российского госуправления, созданную главой Сбербанка и экс-членом «касьяновского» правительства Германом Грефом, была сама по себе интересна.

Однако дальнейшее развитие ситуации стало и вовсе детективным. В частности, это касается откровенно комплиментарного материала в Газета.ru, где многословно и тщательно описывалось, почему с Грефа получится эффективный реформатор — на фоне комментариев известных бизнесменов и неизвестных чиновников.

Сложно сказать, в чем причина такой комплиментарности — то ли личные симпатии редактора к Герману Оскаровичу, или команда из какого-то соответствующего центра принятия решений, или, в крайнем случае, готовность выслужиться перед гипотетически новым премьером. Когда человека критикуют только за то, что он «слишком много работает» — это выглядит скорее в статье о партийном вожде в газете «Правда», чем материалом в лояльном к Путину издании о «недобитом либерале».

Вообще, российские чиновники — от «декоративного премьера» Дмитрия Медведева и до губернаторов отдаленных регионов в последнее время не могут ни обойти вопрос о том, что власть собирается делать с экономикой России, ни сколько-нибудь внятно на него ответить.

«Кризис понимания» дошел до самого верха — недавно сам Путин, бегая взглядом, был вынужден признать, что «до сих пор непонятно, что же делать, чтобы антикризисный план не остался только на бумаге».

На этом фоне Греф, с немецкой пунктуальностью называя уязвимые места российского госаппарата, однако не впадая в излишний либерализм по отношению к «насквозь прогнившей системе», выглядит, конечно, выигрышно. Кроме того, у него есть реальный опыт не только «генерации реформ» в правительстве, но и практического преобразования советского монстра «Сбербанка России» на не сильно современную, но в целом работоспособную организацию.

Поэтому относительно дальнейшей судьбы Грефа возникают три главные прогноза — премьер-министр, руководитель «правительства в правительстве» (речь идет о предложенном Грефом центре реформирования госаппарата, который займется реформами министерств и ведомств «извне», не отдавая все на откуп их нынешним руководителям ), или, как минимум, должность министра экономического развития, которую Греф уже занимал с 2000 по 2007 год.

Какие преимущества может дать Путину назначение Грефа на должность премьера? Во-первых, российские лоббисты на Западе — а также часть «полезных идиотов», которые продолжают симпатизировать России от всей души, смогут сказать, что «Кремль вернулся на тропу реформ». Это никоим образом не повлияет на санкции, однако позволит сделать очередную «правильную картинку» о Путине, который «одумался и вернулся к реформам».

Кроме того -а может, и в первую очередь — назначение экс-реформатора на важный пост может стать успокаивающей таблеткой и для российского бизнеса — как частного, так и государственного. Путин «подает сигнал» на возможность определенной экономической либерализации перед лицом системного коллапса российской экономики, приближение которого не ощутили разве что зрители Киселева.

Стороннему зрителю такое «успокоение» может показаться смешным — с одной стороны, понятно, что один Греф «погоды не сделает», с другой — мы привыкли считать, что Путин в России «и так всем командует», и 80 с чем-то процентов рейтинга позволяют ему не размениваться на объяснение своих действий «широким слоям россиян», которых в украинском секторе Интернета принято называть «ватники».

Однако и российский бизнес устал от войны. Устал «Газпром», которому приходится играть в дурацкие игры с ДНРамы и ЛНРамы, рискуя нарваться на Стокгольмский арбитраж и готовиться строить никому не нужный «Турецкий поток», весь смысл которого сводится к тому, чтобы «насолить украинцам». О всевозможных «мелочах» вроде антимонопольного расследования в ЕС уже и говорить не приходится. Устали розничные сети, в которых все товары подорожали вдвое за полгода, а морепродукты приходится ввозить из Беларуси. Устали, наконец, приближенные олигархи, которым приходится пилить в разы обедневший бюджет.

Конечно, ни топ-менеджеры «Газпрома», ни члены правления «Роснефти» не выйдут на улицу с плакатами «Нет-войне!». Хотя может и хотели бы. Однако они вполне в состоянии проголосовать ногами. Превратив в наличные «золотые парашюты» (гарантированные выплаты при увольнении), купив домик в Испании и навеки простившись с негостеприимным  Отечеством. Что, кстати, кажется, и делает часть «команды Грефа» в Сбербанке, или увольняясь, или переходя на совершенно декоративные должности.

А без них, с их дорогими машинами, бутиками и буржуйскими степенями MBA, современная Россия, этот гигант на глиняных ногах, может избавиться даже той глины, которая хоть немного держит ее вместе.

Именно им Путин и пытается «подать сигнал», что ситуация не выходит за пределы нормы, и в России «просто очередной финансовый кризис»,  который рано или поздно обязательно удастся выйти. Вот уже и «старая гвардия» почти вернулась в правительство…

Если при этом Греф сумеет еще хоть немного замедлить падение российской экономики — это тоже, конечно, российского президента не сильно огорчит.

В силу врожденной нелюбви россиян к либералам, инородцам и иноверцам Греф, немец и католик, даже будучи заметно ярче и амбициозней за откровенно аморфного Медведева, шансов откусить кусок путинского рейтинга практически нет.

Поэтому даже в случае возвращения на российский политический олимп в качестве формально второго человека в государстве, шансы Германа Грефа на проведение действительно коренных, структурных реформ остаются вполне иллюзорными. Без прекращения войны Грефу не удастся ни добиться отмены санкций, ни урегулировать макроэкономические показатели, ни улучшить судьбу малого и среднего бизнеса. А вопрос о прекращении войны будет принимать вовсе не Греф.

Поэтому, каким бы ни было решение по программе реформ российского госуправления и судьбы ее автора, в путинской зиме может случиться не более, чем очередная и очень локальная оттепель. Влияния которой на себе соседям российского государства почувствовать явно не удастся.

Теги: , , , ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*