С кого российская пропаганда призывает брать пример

motorolla2Выпуск новостей – не кабель, «Россия-1», прайм-тайм. По набережной Ялты медленно прогуливается пара – парень небольшого роста со сломанной рукой и девчонка на пару голов выше его, декольте.

Обычные люди, выйдешь во двор – встретишь таких же, правда, скорее всего, не под ручку, а по отдельности. Пацан – с пивком и корешами на детской площадке или у гаражей, подруга – рядом с солидным мужичком. Впрочем, могут и вместе – с коляской и тем же пивом, счастливые молодожены. И в новостях тоже – молодожены, но без коляски и пива, зато с корреспондентом рядом – на набережной, на бульварчике, на кораблике. Журналист что-то расспрашивает – пацан разъясняет, девчонка молчит – все как у людей. Только корреспондент рядом, Ялта, набережная, кораблик. Откуда? О пути к славе рассказывается в том же сюжете, пише «Слон».

Не просто парень гуляет по Крыму с подругой, а «легендарный ополченец, командир армии Новороссии» Моторола с женой Еленой. «Внешне – обычные туристы, но их часто просят остановиться и сфотографироваться. Успели стать звездами курорта», – восхищается диктор. И правда, вот подходит к командиру лысенький дядя с папочкой под мышкой и говорит: «Дай я тебе руку пожму, мужчина – вот реально!» Может, сопровождающий от властей Крыма (как обычно, уточняет украинская пропаганда, от «Аксенова-Гоблина») старается, чтобы было видно – действительно звезды, а может, и фанат. Голос за кадром рассказывает историю знакомства: встретились на передовой, Елену ранило, а Моторола отвез ее в больницу. В Крыму он не то чтобы отдыхает – восстанавливается после серьезных травм. Во время беседы на корабле легендарный ополченец вдруг замолкает и тревожно всматривается в линию горизонта. «Думает о том, что там на Донбассе», – подсказывает закадровый голос. Моторола подтверждает: «Тяжело на сердце», и начинается пацанская народная быль. «Славянск – реально родной город для всех, мы займем там свое место, Новороссия будет существовать вечно, мы будем по-любому ее отстаивать». Диктор продолжает рассказывать о командире: «Знаменит своим бесстрашием и весельем»; камера съезжает на браслетик с портретом Че. «Эрнесто Гевара – серьезный парень», – поясняет Моторола. Далее – картины успеха: свадьба с «порше-кайенами» и друзьями с автоматами, поздравление главнокомандующего – Игоря Стрелкова. «Героем Моторола себя не считает, говорит – не мог остаться в стороне», – тут же уточняет ведущий.

Пару месяцев назад после такого сюжета можно было подумать – вот начали сливать Новороссию. Тогда ополченцев по нашему ТВ демонстрировали издалека: ну ребята с георгиевскими лентами, и того довольно – герои, борются с карателями. Украинские СМИ, наоборот, старались показать: все ополчение – это сборище гопоты, вот сидят на корточках, вот отжимают потрепанный «фольксваген» на нужды Новороссии. Часто этот эффект создавался только язвительными комментариями под фото или видео, но что с вражеской пропаганды возьмешь. Со стороны соотечественников, сочувствующих народным республикам, в ответ доносилось: нет, это воины добра и света, некоторые, может быть, чересчур колоритные, но все равно воины, а не гопота. Крупный план такого ополченца в новостном сюжете на «России-1» выглядел бы сильнейшим ударом: граждане, расходимся, там воюют какие-то подъездные кидалы, сейчас вот разглядели, извините.

И разглядели, да, но нашли такой угол зрения, что кому как покажется: кому-то гопота, а кому-то и свой пацан, сделавший все по понятиям и пришедший к успеху. Вторых окажется больше, и не потому, что мы все так любим жиганов и слушаем Михаила Круга, а потому, что из Моторолы действительно вылепили идеальный образ, ролевую модель для подражания. Искали ее долго – присматривались к Бабаю (во-первых, это красиво), но тот сразу стал нести чушь про Божью Траву и Казацкое царство. Присмотрелись к Стрелкову – оказался далековат от народа. Нашли Моторолу и рихтовали месяц. Впервые он был назван «легендарным ополченцем» в интервью газете «Завтра» от 19 июня. Уже там это вполне цельный образ – но с недостатками и огрехами. Во-первых, Моторола признается, что приехал из Коми. Вроде и ничего такого – не поленился и добрался из медвежьего угла заступиться за братьев, но ведь лучше, когда пацан «по-любому отстаивает свой родной» район. Своего не отдаст и чужого не надо. Во-вторых, выясняется, что дома у него жена и сын, – тут тоже возможны трактовки. Кто одобрит: забыл о своем, помог людям; а кто и осудит: что будет с семьей. Раз своих не жалеет, что в нем хорошего?

Недостатки исправлены – теперь Моторола в Новороссии свой, а жену спас там же, в бою, и это уже совсем другая история. Миф, сказка про парня с района, который своих защитил, девчонку нашел и свадьбу отыграл с «кайенами» и уважаемыми людьми в гостях. Красава, молодчик, чо. Жена, заметим, уже вторая, но кто их на войне считает. А главное – путь к успеху вполне реальный, более того, им можно даже не пользоваться: будь собой, в принципе у тебя тоже нормальная девчонка, не хуже той, дойдет дело до свадьбы – арендуешь «кайен», уважаемых людей тоже найдешь. Это по-любому норма, реально. А телевизор-шмелевизор уже так. Матерям спокойнее – значит, их дети живут нормально. Оно, может, и не надо выше лезть, будь за Россию, и все приложится, без базара. Норма.

Новый идеал, кажется, вполне соответствует запросу и ожиданиям. За пару дней до легендарной свадьбы телеканал «Раша тудэй» показал сюжет о наших соотечественниках, проучивших украинцев в отеле в турецком Кемере. «Укропы» якобы закричали «Москаляку на гиляку!», за что и были наказаны, попутно наказали и других иностранцев. Над гостиницей взвился российский флаг (откуда-то же его взяли). Обычно такие истории даже у самого закоренелого обывателя вызывали возмущение – «позорят страну». Сейчас принято говорить по-другому: «Кемер наш», «молодцы», «сценарий третьей мировой – он какой-то такой». Тоже, выходит, подвиг, реально – может, будущие Моторолы его и совершали. Кстати, о прошлом легендарного ополченца пока известно мало что, только вражеские голоса сообщают, что он был задержан за кражу машины с автомойки, где работал. Но и это можно как-то красиво подать – понял жизнь и не спешит, исправился. Не случайно, что ополченцев представляют в новостях как мужчин с биографиями – прозвищами и кличками, кому надо, тот поймет: Желудь, Бес, Леший, Боцман, Батя. Образец поведения готов: добро пожаловать в наш микрорайон, сам откуда будешь? С тута? Кто из авторитетных ополченцев за тебя скажет?

По материалам: Espreso.tv, Автор: Андрей Перцев

Теги: , ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*